Будем говорить о том, как именно стоит рисовать эти самые свет и тень. Какие тени и свет бывают (а бывают они разные) и какое освещение желательно при передаче в рисунке светотени. Секретики, приемчики, советики Благодаря одному, даже беглому взгляду, человек оказывается под шквалом моментально полученной информации: расположение предметов, расстояние между ними, их размеры, материал, из которого они сделаны... Форма и объем любого предмета моделируются бесконечным множеством тонов и полутонов. С первого взгляда переходы тона трудно заметить, поскольку внимание отвлекают цвета, тени, а также источники искусственного освещения. Однако, если сконцентрировать взгляд на предмете и слегка прищуриться, то можно увидеть его светлые и темные стороны во всей их выразительности - как на черно-белом фотоснимке. „Приступая к рисованию,посмотри на предмет с легким прищуром"
Несколько яиц в глиняной мисочке помогут нам освоить методы работы с тоном и способы светотеневой моделировки объема. Используя три простых карандаша (твердый (Н), мягкий (В) и средней твердости (НВ)) мы попытаемся воспроизвести на бумаге пять различных тональных градаций и добиться мягких переходов тона. Итак, укладываем яйца в мисочку и оставляем ее на столе при естественном освещении (только не на ярком солнце!). Еще более выразительным контраст между светом и тенью получается при использовании источника искусственного освещения - к примеру, настольной лампы. Однако, при этом оставляем включенным и основной свет, поскольку в строго направленном ярком свете маленькой лампочки тени выглядят излишне жесткими и глубокими, что делает границы перехода тона слишком резкими. На цветной фотографии отчетливо видно, что освещенная сторона яиц имеет более светлый оттенок, а другая сторона - более темный (на черно-белой фотографии заметить это проще всего, поскольку изображение на ней лишено ярких цветов, которые обычно „съедают" большую часть нашего внимания). Лучше работать при натуральном освещении, хотя оно меняется: в зависимости от расположения солнца на небе это происходит в течение дня, а при переменной облачности - иногда в течение нескольких секунд. На прикрепленном кнопками или скотчем к чертежной доске листе ватмана наносим контуры миски и яиц простым карандашом. А теперь, внимание: глядя на модель, прищуриваем глаза! Не правда ли, то, что мы видим сквозь ресницы, теряет цветность, зато приобретает характерную для черно-белого изображения контрастность? Сразу же становится заметным, что в промежутках между яйцами тон наиболее насыщенный, поэтому заштриховываем эти участки боковой стороной острия карандаша НВ. Плавный переход от одного тона к другому можно получить, растирая пальцем штриховку но не увлекайтесь этим особо Совет: сядьте поудобнее! Очень важно до начала работы выбрать отптимальную позицию, в которой одинаково удобно будет и рисовать, и смотреть на предмет. Иными словами, взгляд должен быстро и беспрепятственно перемещаться с модели на рисунок и обратно. Постоянно измеряя соотношение затемненного и освещенного участков поверхности, мы можем легко заметить изменения, происходящие с естественным освещением с течением времени. Для выполнения этого рисунка мы использовали три карандаша: НВ для средних тонов, более твердый Н, штрих которого светлее и глубже, и 4В - карандаш, дающий наиболее темный тон и мягкий штрих.
Верхнюю, наиболее ярко освещенную часть яиц покрываем средним тоном при помощи карандаша НВ, а затем ослабляем этот тон, растирая штриховку пальцем, поскольку средние тона на освещенных участках должны быть почти прозрачными, а на затененных — максимально плотными. Рисуя мисочку, мы также используем средние тона. На рисунке хорошо видно, что в самых темных тонах выполнено пространство между яйцами и затемненная часть дна мисочки. Карандашом 4В затемняем дно мисочки (стараемся не нажимать на карандаш слишком сильно). Посмотрите, как здорово нам удалось передать форму яиц с помощью тонировки! Источник: Еженедельник "Полный курс рисунка и живописи" Выпуск 1