Каждый цветок, листок и стебель можно разбить на несколько основных форм: круги, прямоугольники, квадраты и треугольники. И рисовать очертания лепестков внутри этих контуров. Для того чтобы рисовать цветы, надо хоть немного знать их строение: Строение цветка
А чтобы правильно передать форму в разных ракурсах, нужно хорошо представлять как они выглядят под разными углами зрения. Вид спереди.
Попрактикуйтесь в изображении цветка с разных сторон. Когда вы смотрите на ромашку прямо, то видите, что маленький круг находится внутри большого. Вид под углом. Если повернуть цветок от себя, то круг становится эллипсом. Передние лепестки выглядят короче остальных. Это пример ракурса – искажения, создающего иллюзию глубины. Вид «в три четверти»
Кажется, что лепестки с левой стороны максимально сократились, а изогнутые кончики лепестков лепестков справа стали не видны. Общие очертания всё ещё овальные, но внутренний овал переместился от края к центру. Вид сбоку. Если смотреть на ромашку в «профиль», то видны основа чешелистика в форме колпачка и лепестки одинаковой величины. Один из методов рисования стебля акварелью. Рисуем листья. Далее приступим к практическим занятиям, в процессе которых, вы увидите как рисуется сам цветок, стебли и листья. Петуния Используемые цвета:
Рисуем карандашом конусообразный цветок, наносим лёгкую градуированную отмывку (более тёмную с одного края) минеральной фиолетовой на тыльную сторону загнутых лепестков. После высыхания смачиваем верхушки у других лепестков. Затем добавляем церулеум и минеральную фиолетовую, высветляя блики чистой влажной кистью.
Когда первые лепестки высохнут, пишем оставшиеся и даём им тоже высохнуть. Затем делаем тычинки жёлто-зелёной смесью кадмия жёлтого и церулеума. После этого наносим кобальт синий и минеральную фиолетовую для углубления тона вокруг тычинок и снимаем часть краски по краям чистой водой для смягчения тона.
Добавляем немного перманентной розовой на загнувшиеся края лепестков, чтобы придать им некоторое разнообразие. Затем пишем стебель и листья разными тонами жёлто-зелёного колера (смеси кадмия жёлтого и ультрамарина синего). После высыхания листьев наносим немного жёлтого, делая блики там, где на листья падает солнечный свет. Тюльпан Используемые цвета:
Для изображения бокаловидного цветка тюльпана начинаем с лёгкой отмывки перманентной розовой на внешних лепестках. Наносим более тёмный тон перманентной розовой на сгибы, смягчая края водой, добавляем кадмий алый на внешние края, промываем кисточку и наносим изогнутые мазки по всему лепестку, следуя его форме. После высыхания добавляем мазки перманентной розовой вдоль прожилок и смягчаем их чистой водой.
На внутренние лепестки наносим более глубокий тон перманентной розовой, начиная от нижней части лепестка и продвигаясь вверх, при этом постепенно добавляем больше воды для осветления тона. Затем снова кладём кадмий алый вдоль внешних краёв, промываем кисточку и делаем штрихи вдоль лепестка, следуя его форме. После высыхания всех лепестков наносим тонкие лёгкие мазки перманентной розовой вдоль центральных прожилок.
Стебли и листья пишем жёлто-зелёной и голубовато-зелёной смесями. Когда всё закончено, внимательно изучаем цветок. Добавляем перманентную мадженту у основания внутренних лепестков, чтобы получить более глубокий тон, это помогает выдвинуть вперед внешние лепестки, а также наносим лёгкий слой перманентной розовой на правый лепесток, подчёркивая его загнутую форму. Подсолнух. Используемые цвета:
Подсолнух имеет круглую форму. Делаем первую группу лепестков чистым жёлтым кадмием и смесью жёлтого кадмия с натуральной сиеной. Когда лепестки, определяющие форму цветка, высохнут, обозначаем их сгибы более тёмной жёлтой смесью. Если контраста недостаточно, добавляем к смеси чуточку жжёной сиены. Для смягчения линий проводим по ним чистой водой, пока краска ещё влажная.
Затем пишем сердцевину цветка жёлто-зелёным и чистым оранжевым колерами, давая им смешаться на бумаге. Пока поверхность ещё влажная, берём круглую кисть № 2 и лёгкими касаниями делаем жёлтые, оранжевые, коричневые и голубые пятнышки для создания фактуры сердцевины. При этом набираем на кисть больше краски и слегка касаемся ею бумажного полотенца для снятия лишней влаги перед нанесением краски.
На листья наносим бледный слой церулеума как базовый, пока краска ещё влажная, усиливаю цвет кадмием жёлтым и даём высохнуть. Используя более тёмный тон сине-зелёного колера, покрываем пространство между прожилками (нанося цвет на сухой лист) и затем растушевываем чистой водой. С помощью такой техники открывается первый слой краски. Затем наносим завершающие мазки на сердцевину цветка. Форма, свет и тень. Выбираем для композиции белые каллы и лиловую сирень на тёмном фоне. Тон – термин, который используется для выражения относительной светлоты или темноты того или иного цвета (включая чёрный). И именно сочетание светлых и тёмных тонов создаёт иллюзию объема и формы. Продвигаемся от контура к форме.
Несколько карандашных линий схематически определяют очертания цветка каллы. Тени на рисунке выявляют его форму и соответствуют контуру цветка. Помимо тоновых переходов тёплые оттенки в местах, освещённых солнцем, и холодные на затенённых участках помогают лучше передать трёхмерную форму цветка. Попробуем нарисовать букет. Используемые цвета: 1. Стираем карандашные линии наброска мягким ластиком. Кладём бледный слой ауреолина по краям, размываем его водой и даём высохнуть. Получаем холодный серый цвет, смешивая кобальт синий с капелькой кадмия оранжевого, готовим тёплый серый из смеси ауреолина с небольшим количеством минеральной фиолетовой. Начинаем намечать формы цветков, нанося на тёплые, то холодные серые колеры на сухую бумагу круглой кистью № 4 , делая некоторые края цветков резкими и чёткими и смягчая другие водой. 2. Работая над листьями, наносим слои из жёлто-зелёных смесей и даём им высохнуть. Используя более тёмный оттенок сине-зелёного колера, обозначаем изгибы на листьях круглыми кистями № 8 и № 4 и размываем края водой, создавая мягкие переходы тонов. Добавляем больше церулеума и кобальта сине-зелёного к листьям сирени. Затем прорабатываем стебель на переднем плане. Смачиваем участок водой и смягчаем линию маленькой щетинной кистью, а после высыхания наносим зелёные оттенки. 3. Намечаем основные формы сирени, смачивая её очертания водой и нанося светлые тона синего, розовато-лилового и фиолетового, так чтобы самые светлые тона были направлены к источнику света. После высыхания прорисовываем некоторые лепестки, затем закрашиваем места между ними тёмными тонами синего и фиолетового. Не обязательно стараться изобразить каждый цветок на сирени, достаточно просто обозначить присутствие лепестков, используя чередование светлых и тёмных тонов. 4. Теперь добьёмся цветового контраста, закрашиваем фон очень тёмными тонами серых колеров. Можно взять жжёную умбру и жжёную сиену для придания серого оттенка фталону зелёному, фталону синему, мадженте и минеральной фиолетовой. Когда всё высохнет, наносим эти краски вокруг них, варьируя цвета. Используйте маленькие круглые кисти, окрашивая фон вокруг цветов и листьев. После полного высыхания красок, не забудьте вытереть все видимые карандашные линии. Конечный результат. Открываем элементы цвета. Оттенок – означает цвет краски как таковой, например синий или красный. Насыщенность – это сила цвета, которая меняется, начиная от цвета в чистом виде до приглушённого или сильно разбавленного. Тон – это относительная светлота или темнота цвета, изменение тона создаёт глубину. «Температура» цвета – относится к тому, насколько тёплым или холодным он кажется. «Дневные» цвета – красные, жёлтые и оранжевые – тёплые, они имеют тенденцию выступать вперёд. «Утренние» цвета – голубые, зелёные и фиолетовые – холодные, они как бы отступают назад, исчезая. Создание тоновых переходов с помощью воды. Получать, работая с акварелью, разные тона очень просто, нужно только добавлять больше или меньше воды.
Сначала смочите бумагу чистой водой и нанесите краску на левую сторону. Затем постепенно добавляйте всё больше и больше воды, чтобы цвет менял свой тон от самого тёмного до самого светлого. Возьмём за основу вот такую фотографию и попробуем применить наши знания о цвете. 1. Нарисовав карандашом контуры цветка, наносим маскирующую жидкость туда, где должны быть тычинки. Смачиваем лепесток чистой водой, так чтобы между влажной поверхностью и карандашной линией оставалось 2-3мм, покрываем лепесток жёлтым кадмием, кадмием алым и перманентной розовой, прополаскивая кисть после каждого наложения краски и позволяя краскам смешиваться на лепестке, слегка наклоняя для этого бумагу. 2. Начинаем показывать тёплый солнечный свет на лепестках. После высыхания первого слоя краски обрисовываем контуры теней на цветке. Смешиваем небольшие количества тех же оттенков, используя меньше воды и больше краски для усиления насыщенности цвета. Смачиваем те участки, где обозначены тени и кладём краску. Маленькие тени пишем по сухой бумаге. Чтобы подчеркнуть тени, кое-где оставляем их края чёткими, а где-то смягчаем водой для создания плавного перехода тонов. 3. Далее наносим церулеум на верхние стороны листьев. По влажной краске покрываем листья кадмием жёлтым с кобальтом синим и даём краскам смешаться. После высыхания прорисовываем прожилки, окрашиваем участки между прожилками более тёмными смесями синего, зелёного и фиолетового. На нижнюю сторону листьев накладываем жёлто-зелёную смесь из кадмия жёлтого и кобальта синего. Верхнюю сторону листьев покрываю вторым слоем более глубоких тонов для объёмности. 4. Чтобы цветок оставался в центре внимания нужно поработать с задним планом, стараясь чтобы он был многоцветным, но менее насыщенным. Для этого слега приглушим его цвета. Это можно сделать смешав два дополнительных цвета или добавив небольшое количество жжёной сиены. В данном случае делаем смесь зелёных, синих колеров и оттенков самого цветка и добавляем чуть-чуть жжёной сиены в каждую. Чтобы задний план оказался не в фокусе, смачиваем его поверхность водой, наносим краски и даём им смешаться, пока они не высохли полностью. 5. Завершив работу над задним планом, удаляем маскирующую плёнку с тычинок и окрашиваем их светлым тоном жёлтого и розового. Чтобы тычинки не затерялись в цветке, наносим более глубокие тона на лепесток пот тычинками и стержнем. Также добавляем тёмные тона на лепестки и на тени на стеблях и листьях, подчёркивая форму светотени в композиции. Конечный результат. Совершенствуем основные приёмы. 1. Вначале наносим маскирующую жидкость на крылья бабочки данаиды. Затем смачиваем лепестки и окрашиваем их светлыми тонами перманентной розовой для обозначения основных очертаний цветков. Когда первый слой высохнет, добавляем более тёмный приглушённый розовый тон. (см. картинку) для изображения падающих теней и тёмных участков на лепестках. Для смягчения тонового перехода кладём более тёмные тона и размываем края водой. 2. Закрашиваем листья смесями кобальта сине-зелёного, ауреолина, фталона синего и жжёной сиены методом градуированной отмывки. Затем смачиваем верхнюю треть листа и пишем небо смесью церулеума и кобальта синего. По влажной поверхности высветляем облачка влажной салфеткой. 3. После высыхания работаем над фоном методом «по мокрому», используя несколько колеров. Убираем немного цвета из левого верхнего угла и добавляем средние тона. Затем очень тёмной смесью фталона синего и зелёного делаем тёмные тени одной кистью и смягчаем их края другой кистью с водой. 4. При работе над бабочками наносим сначала основной цвет, делаем тени более тёмным тоном и затем смягчаем их водой. Чёрный цвет кладём под конец, когда все краски высохнут. Конечный результат. Тени в цветочном пейзаже могут сыграть важную роль при восприятии картины или даже стать основным компонентом всего произведения, как ниже на картинах. Первая картина вызывает ощущение жизни и активности. Вторая спокойной и мирной атмосферы. Пробуем новый подход
Иногда, вместо того чтобы использовать заготовленную фотографию, можно начать покрывать бумагу красками не имея определённого плана. Затем, наблюдать что получилось, пока не обнаружатся какие- нибудь очертания. Попробуйте поворачивать лист в разных направлениях, чтобы краски сливались. Сами краски могут вам подсказать будущую композицию. 1. Вначале к некоторых местах наносим маскирующую жидкость для изображения цветков гипсофилы, или используем губку для создания фактуры этого растения. Затем плоской кистью 5 см смачиваем всю бумагу. Переходим на плоскую кисть 2,5 см, разбрызгиваем по влажной поверхности кадмий жёлтый, кадмий алый и перманентную розовую, а затем кобальт сине-зелёный, церулеум, ультрамарин синий и минеральную фиолетовую по краям, далее немного фталона синего и приглушённого фталона зелёного. Рассыпаем соль для создания фактуры. 2. Очертив контуры, придаём более чёткие формы цветкам, нанося холодные оттенки вокруг тёплых, и затем лессируем их более тёмными тонами. После высыхания заполняем «негативные» пространства попеременно кобальтом сине-зелёным, кобальтом синим и минеральной фиолетовой, используя круглые кисти № 8 и № 4 и даём краскам смешиваться. Закрасив участки вокруг листьев, увлажняем водой всю картину, смывая некоторые слои краски, чтобы выявить нижний слой. 3. Теперь придаём форму «позитивным» участкам. Добавляем более глубокие тона туда, где лепестки изгибаются, промываем кисть и смягчаем края водой. Смысл этих действий в том, чтобы добавить достаточно цвета для создания формы, но не разрушать то, что возникло само собой в самом начале работы, при нанесении первого слоя. Чтобы затемнить тона вокруг цветков, добавляем тёмные тона холодных оттенков поверх второго цветового слоя. 4.После полного высыхания картины удаляем маскирующий слой, наносим голубые тени на цветки гипсофилы и прорисовываем стебли. Конечный результат. Урок написан мной, по книге Дж. Хансен.